По данным Бюро переписи населения США, около 5% американских семей хотя бы один раз в 5 лет переезжают с места на место в связи со сменой работы. В России картина иная: охотно едут лишь из провинции в Москву и Санкт-Петербург, но мало кто из столичных жителей грезит работой за пределами МКАД.
Однако многие специалисты по подбору персонала утверждают, что в последнее время отношение столичных профи к миграции заметно меняется. "До кризиса из Москвы уезжать не хотел никто, сейчас же люди достаточно охотно соглашаются на работу в другом городе", - говорит Владимир Фомин, исполнительный директор компании Penny Lane Personnel, специализирующейся на подборе руководящих кадров. Это обусловлено тем, что, во-первых, рынок труда - в том числе и топменеджмента - значительно сузился, а во-вторых, ранее "лежавшие на боку" региональные компании и производства сейчас "задышали" и проявляют большую активность.
По оценкам Натальи Шуман, директора московского отделения Kelly Services CIS, Inc, на вопрос "Будете ли вы рассматривать предложение, связанное с переездом" около 60% соискателей сейчас отвечает "да". До кризиса переехать соглашалось не более 20% кандидатов. Многие резюме, которые приходят в московское отделение Kelly Services, уже содержат согласие от специалиста рассмотреть вакансию в другом городе. В западных представительствах распространена следующая схема перевода сотрудника в регион: руководство предлагает своим сотрудникам занять более высокую позицию в ее региональных проектах, что сопровождается и увеличением оклада. "Например, бюджетному аналитику может быть предложен пост финансового контролера на региональном заводе или фабрике, а менеджеру по производству место директора. Как правило, сотрудники компании расценивают такое назначение как большое продвижение по службе", говорит Наталья Шуман.
Специалисты по подбору персонала считают, что в дальнейшем эта тенденция сохранится и столичные профессионалы проявят еще большую мобильность. Ведь другие регионы могут открыть для них новые возможности в плане развития карьеры. "Сейчас специалисты заинтересованы в получении опыта на производстве. Кроме этого в регионах значительно больше возможностей для самореализации. Региональные города - это Москва пятилетней давности, где нужно с нуля создавать бизнес-культуру", - говорит Антон Стороженко, заместитель главы представительства Accord Group.
По мнению Фомина из Penny Lane Personnel, к такому опыту работодатель отнесется более внимательно, чем к самому "навороченному образованию". "Это очень хороший козырь", - добавляет он. Кроме того, столичный специалист может занять такую позицию, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь в Москве. На предложение переехать работать в региональный центр германской компании Heidelberg (производитель оборудования для полиграфической индустрии), расположенный в Баку, 25-летний Павел Крылов, аспирант Университета дружбы народов и бывший финансовый аналитик компании Procter&Gamble, согласился сразу. "Во-первых, я человек достаточно мобильный, а во-вторых, это еще одна ступенька в моей карьере", - говорит он. Компания Heidelberg предложила ему позицию финансового директора региона СНГ-Юг (Кавказский регион и Средняя Азия), и,по мнению Крылова, на подобную должность он вряд ли бы мог претендовать в Москве. Крылов полагает, что в дальнейшем этот опыт позволит ему продвинуться "на более ответственную позицию в крупном регионе либо в центральном офисе компании в Германии".
По словам Натальи Шуман, чаще всего провинциальные работодатели обращаются в Kelly Services в поисках финансовых аналитиков, менеджеров по производству, финансовых контролеров, IT-менеджеров и инженеров. "В настоящее время у нас много предложений от компаний, расположенных в Краснодаре, Самаре, Нижнем Новгороде, Королеве, Киеве, Новосибирске, Тюмени, Ташкенте", - говорит она. Accord Group подбирает коммерческих директоров по заказу западной фирмы, развивающей операторский бизнес в Поволжье и Центральной России. "Мы исследовали рынок труда в этих регионах и пришли к выводу, что нужных профессионалов там нет. Поэтому сейчас ведем активные поиски в Москве и Санкт-Петербурге", - говорит Антон Стороженко.
Чтобы мотивировать человека на переезд из Москвы, компании обычно увеличивают прежний оклад кандидата минимум на 35 - 40%. Большинство работодателей берет на себя и дополнительные расходы: оплату жилья, "подъемные" и. д. Как правило, контракты заключаются на срок от одного года до трех лет. 29-летний Сергей Сухарев, недавно возглавивший представительство компании Tetra Pak в Литве, предполагает, что будет работать в Вильнюсе в течение 3 - 4 лет. "Я считаю, что в первый год человек только учится делать бизнес на новом месте, узнает местную культуру и обычаи, интегрируется в коллектив, учится решать бытовые вопросы. На второй год он уже плодотворно работает, на третий - пожинает плоды своей работы, а на четвертый - передает дела другому человеку", - говорит он.
Смена места жительства неизбежно несет с собой неудобства. "Трудности в первое время подстерегают на каждом шагу. Порой ощущаешь себя просто беспомощным. Ты не знаешь, какие тебе купить продукты, поскольку ничего не понимаешь, что написано на упаковке. Сталкиваешься с другими культурными традициями и образом жизни. Сначала у тебя нет друзей, ты не знаешь, куда тебе пойти вечером. Ты просто оказываешься один. Но как быстро ты сможешь адаптироваться, зависит от тебя", - говорит Сухарев. По словам Сухарева, его новое назначение - это "хороший шаг вперед".
Юлия Фалькевич
Опубликовано в газете "Ведомости" 4 октября 2005 года
А у вас было так?или есть?Что вам приходится вставать с утречка пораньше и ехать на работу в другой город?Согласились бы вы на такую работу?Давайте побеседуем на эту тему.
Отредактировано Анжелика (2009-08-17 13:03:44)